Методическая копилка

Рабочие программы для 5, 7, 9 классов (базовый уровень).

  • Рабочая программа по математике, 5 класс (С.М. Никольский) скачать здесь
  • Рабочая программа по алгебре, 7 класс (Ю.Н. Макарычев) скачать здесь
  • Рабочая программа по геометрии, 7 класс (Л.С. Атанасян) скачать здесь
  • Рабочая программа по алгебре, 9 класс (Ю.Н. Макарычев) скачать здесь
  • Рабочая программа по геометрии, 9 класс (Л.С. Атанасян) скачать здесь
Моя методическая копилка.
Все материалы вы можете посмотреть здесь



В помощь учителю математики.
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [со- ставитель Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., доп. — М. : Про- свещение, 2014. — 96 с. — ISBN 978-5-09-030653-9







ЕГЭ - 2018. Тематический тренажер. Математика. Профильный уровень.










ЕГЭ - 2018. 100 задач. Математика. Профильный уровень.











ОГЭ - 2018. Математика. 3000 задач. Часть 1.











Логические и математические головоломки.











Приемы.
 Также предлагаю вашему вниманию приемы( 1. Этап мотивации), которые можно использовать на уроках:
"Побуждение"
Этап вызывания исходной мотивации.  На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: 
- актуализировать мотивы предыдущих достижений   ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"); 
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"); 
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"); 
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
"Психологический тренинг"
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: 
- Я в школе на уроке, 
- Сейчас я начну учиться. 
- Я радуюсь этому. 
- Внимание моё растёт. 
- Я как разведчик, всё замечу. 
- Память моя крепка. 
- Голова мыслит ясно. 
- Я хочу учиться. 
- Я очень хочу учиться. 
- Я готов к работе. 
- Я работаю!
"Удивляй"
Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становиться удивительным.
Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии  растут необычные пальмы.  Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
"Театрализация"
Незнайка. 
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Погружение в урок.
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
***
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
***
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
***
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко....
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
***
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
 "Оратор"
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Эмоциональный отклик

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему….
- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!
(Не правда ли, звучит как открытие!)

"Фантазёр"
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
…………………
- Вот видите, как важно…

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
"Да-нетка"
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". 
"Вопросы, требующие установления сходства и различия"
Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.
"Лови ошибку"
1)Объясняя материал, учитель допускает ошибку
2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками.  (Ошибки можно брать из работ учащихся)
"Мозговой штурм"
  «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
"Проведи исследование"
в форме наблюдения, запиши результаты, проведи защиту, 
в форме анкетирования или опроса в социуме, для выявления тенденций, подтверждения гипотезы, 
в форме эксперимента.
"Идеал"
Пример. 
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова "Как?". 
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. 
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. 
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. 
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
"Составление алгоритма"
Составить алгоритм, записать в виде схемы
"Слепая таблица"
Заполнить пробелы в частично пустой таблице (алгоритме)

"Цепочка"
По цепочке проговаривание последовательных шагов по применению правила, нового знания.
"Расшифруй!"
Расшифровать схематическую запись,  прочитать информацию, опираясь на схему, записать словесную формулировку схематической записи.
4. Этап построения проекта и выхода из затруднения.
"Яркое пятно"
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме "Трапеция" в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

"Разрешение парадоксов"
Давайте решим проблему, в чем противоречие в этих высказывание и какое высказывание более верно или верны оба высказывания.
"Помощники"
Дополнение цели урока с помощью слов-помощников:

-Повторим
-Изучим
-Узнаем
-Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

"Отгадай ребус, загадку, шараду…"
Подвести к теме и цели урока через ребус, загадку, шараду…
"Проблемная ситуация"
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка задачи урока.
5. Этап реализации построенного проекта.
"Упрости!"
Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).
"Создай коллекцию"
Собрать, оформить, описать коллекцию
"Проблемный поиск"
Найти информацию по проблемному вопросу. Оформить в виде карточки или  списка с аннотированными ссылками.
"Пары сменного состава"
Алгоритм деятельности учащихся
Инструкция для ученика «Работа в парах сменного состава»
запишите в тетрадях дату и тему урока.
получите карточку с заданием, прочитайте ее, разберитесь в смысле и постарайтесь запомнить.
выберете себе партнера с карточкой другого цвета, не такого как у вас. Перескажите ему содержание вашей карточки.
выслушайте содержание карточки партнера.
задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение 6содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
обменяйтесь карточками. Обменивайтесь карточками до тех пор, пока не узнаете содержание всех цветов: ваша карточка должна вернуться к вам.
соберитесь в малые группы по цвету карточек. Изобразите графически (схематично, рисунком) содержание вашей карточки.
выйдите к доске и представьте работу малой группы (зарисуйте и прочитайте содержание вашей карточки).
запишите в своих тетрадях содержание всех карточек.
сдайте тетради на проверку (или взаимоконтроль).
Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
-качество воспроизведения,
-содержания всех карточек,
-умение общаться в парах и в малой группе,
-умение организовать собственную познавательную деятельность.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
"Чего больше?"
Учитель задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.). 
«Я беру тебя с собой»
Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. 
Формирует: 
•           умение объединять объекты по общему значению признака; 
•           умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; 
•           умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; 
•           умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. 
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
"Цифровой диктант"
     «на слух» письменно (да -1, нет - 0)
"Буквенный диктант"
По первым буквам ответов получиться задуманное слово.
"Тренировочная к/р" 
Учитель проводит мини-к/р, но отметки в журнал идут по желанию учеников.
"Творческий тест"
Проверка на уровне восприятия:
Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос            - впиши пропущенное слово;
- закончи предложение;
- дай ответ на вопрос;
- творческие задания
"Соответствие фактов и понятий"
Классификация фактов: соотношение реального факта с обобщающим словом.
Соедини линиями.
8. Этап включения в систему знаний.
"Создай презентацию"
Создай 
- презентацию к изученной теме,
-листовку по теме.
"Своя опора"
Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам).
Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»
"Повторяем с контролем"
Ученики составляют серию контрольных вопросов  к изученному на уроке материалу.
"Свои примеры"
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.            Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание.
"Раздели на группы"
1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики.
2. провести классификацию определений, которые написаны на карточках.            Принцип классификации может быть известен или нет.
"Дай информацию"
Извлечь всю информацию из представленного объекта.
Это может быть таблица, схема, … .
"Кроссворд"

Составить или решить.
"«Магический» квадрат"
 Найти слова, которые даны, из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
 "Азбука"
Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой.
Побеждает группа с самым длинным списком.
"Анкета"
Учащиеся составляют вопросы- суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. 
"Цветные поля"
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
"Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.





Комментариев нет: